|
Владимир Кирюшин
- воспитатель эмбрионов
Владимир. Викторович КИРЮШИН - музыкальный педагог.
30 лет назад он разработал методику музыкального обучения детей. По мере
внедрения ее в жизнь стали происходить удивительные вещи. Оказалось, что
обучающиеся с помощью этой методики дети не только фантастически быстро
приобретают специальные знания, но и через некоторое время существенно
опережают своих сверстников в интеллектуальном развитии. Затем Кирюшин
начал применять свои педагогические методы к грудничкам. В конце концов,
он дошел до предела - начал воспитывать эмбрионы.
- Владимир Викторович, как к вам пришла
идея со-здания методики?
- Все началось, когда мне было 17
лет. Я учился в институте и одновременно преподавал капелле мальчиков технологию
музыкального языка. Но существовавшие методики было настолько ужасны, что
я почувствовал необходимость все изменить.
- Предполагали ли вы тогда, что ваша работа
принесет столь удивительные результаты?
- Нет, конечно. Я начал с того, что вытащил из
существовавшей несистематизированной практики определенное количество
музыкальных формул - повторяющихся мелодических и ритмических рисунков.
Их не так уж и много - 450 звуковысотных и 1000 ритмических. И на основе
этих формул создал специальные мелодии, прослушивал которые, ученик
мгновенно впитывает необходимые музыкальные знания.
- За счет чего?
- Понимаете, музыкальный язык необычен. Если
представить музыку как некое пятно, то в этом пятне бесконечно повторяются
одни и те же иероглифы или. как я их назвал выше, формулы. Причем, они
неизменны и повторяются из века в век. Используя эти иероглифы, можно получить
шлягер. Например, <Ты морячка, я моряк...> - это (фазу же влезает куда-то
там в печенку. Но ни уму. ни разуму ничего не дает. А если мы опознаем
блок -<ре - ми - фа - ре - ми- До диез - ре>, наш мозг сразу же ухватывает
атот кусок мелодии как - единое. как целое слово, состоящее
из определенного набора букв-нот. Мозг начинает мыслить подобными
блоками.
Существуют и более крупные блоки... Все это записывается
на аудиокассету и дается для прослушивания ученикам. И они мгновенно
все усваивают.
- Все это здорово и более-менее понятно.
Но при чем здесь развитие интеллекта?
- Действительно, начав разрабатывать чисто музыкальную
методику, я совер-:
шенно не предполагал, что-она будет влиять и
на интеллект в целом. И -уже потом. когда выявились определенные результаты
-такого .влияния, я обдумал его причины. Дело в том, что мысля блоками,
образами, сюжетами, человек развивает свою правополушарную
(интуитивную) деятельность, А она необходима не только в музыке. Человек,
у которого- хорошо развито правое полушарие мозга, может: стать
кем угодно -хорошим конструктором хорошим менеджером,
врачом. В конце концов, не Столь важно, 0 чем человек думает, важно
как. А такая .Педагогическая . методика учит <мыслить, с чувством>.
или же <чувствовать ,с мыслю>...0бычно, эти процессы разделены. Отсюда
и- наши плачевные результаты практически во всех сферах.
- А как вы пришли в дородовому воспитанию
ребенка?
- Родителя моих учеников слушали эти кассеты,
и выяснилось, что дети, -которые у них рождались опережали своих
сверствиков по умственному, развитию. Недавно моими- кассетами начал
заниматься центр акушерства и гинекологии. Специалисты центра выявили
благотворное влияние этой музыки наразвитие плода. А на днях они
установили совершенно, казалось бы, Невозможную вещь. Оказывается.
при прослушивании кассет у новорожденных при неизменном сердцебиении
объем кровотока увеличивается вдвое! Этого быть никак, не может! НО это
есть, факт остается - фактом. Как И почему это происходит - не знает Никто.
.Есть лишь какие-то .догадки, но чтобы все выяснить, необходимы серьезные
исследования.
- Могли бы вы рассказать, чего достигли
дети, прошедшие внутриутробное прослушивание ваших кассет?
- Ну, например я показывал по телевизору
одну Интересную девочку. Катюшу, которая была одной из Первых моих слушательниц.
В три года она умела считать до пятисот, складывала _ числа, вычитала.
Читать научилась- в два с половиной года, знает три иностранных языка.-У
нее абсолютный слух. Когда села, за фортепиано, то уже на шестом уроке
играла двумя руками пьесу для второто класса. Такие результаты были раньше.
А теперь, когда кассеты закупаются сотнями, возможно, они станут более
впечатляющи. У нас пока нет полных данных.
- Что же, нас теперь ожидает приход волны
гениев?
- Ну что такое 1000 человек на 160 миллионов?
Это капля в море, А большего я дать не могу. Да и принимать никто не хочет.
Ладно бы уж чиновники. Весь ужас заключается в том, что народ у нас
не понимает, зачем надо покупать кассеты, книги... Знают лишь. что детям
нужны колбаса. кроссовки и <Сникерс>. И с этого родителей - ввернуть практически
невозможно. Чтобы пробиться к ребенку, я тридцать лет стучался в педагогику.
И все впустую: там сидит огромная армия дилетантов, которым судьба детей
абсолютно безразлична. А оказывается, надо было стучаться в
роддома. Именно там-:-- точка отсчета, там самое сильное воз-действие на
ребенка. Но, к сожалению, я занимаюсь этим всего долтора .года. Надеюсь,
здесь-то и произойдет прорыв в, будущее: Он все равно произойдет,
но хочется верить, что. случится он при моей жизни, а не после смерти.
- Занятия несанккционированной педагогикой
в прежние годы государством не одобрялись. Очевидно, у вас были по этому
поводу определенные неприятности?
Я не только ходил по лезвию бритвы, меня еще
и сажали. Дело в том, что я учил внуков многих членов Политбюро - частным
порядком, на дому. И я много лет говорил сильным мира того о необходимости
распространения моей методики. Они на это никак не реагировали. А Гришин
как-то раз высказался вполне определенно: <Нам умный
народ не нужен>. Но, в конце концов, -когда мы встретились с ним в кабинете,
он сказал, что если я вступлю в партию, то, может быть, что-нибудь
и получится. Я ответил: <В преступную организацию не вступлю>. Это мне
стоило дорого. Через два месяца на меня -надели наручники и сказали, что,
я убил- десять человек, разрезал их на куски и отправил во Францию для
переработки на лекарство... Это они так шутят на допросах. Судили
меня за то. Что мой сын когда-то смотрел видеофильм, который я брал
у министра юстиции. Теперь-то по телевизору показывают в десятки раз более
"яркие" фильмы а тогда я отсидел год и семь месяцев.
Но все это ерунда, мой личный учительский опыт
тоже ерунда. Сегодня я есть, завтра - нет. А методика, разработки, которые
могут действовать без меня, - это совсем другое дело. Скажем, есть яблоня
и есть садовник, который ее растит. Если его не станет, то придет другой
садовник. Он эту яблоню подкормит, и она будет расти и плодоносить.
- Считаете ли вы свою методику уже вполне
завершенной или продолжаете над ней работать?
- Если говорить о методике музыкального развития,
то в своей технологической части она уже завершена. Но есть, вторая линия
- выход на высокохудожественные произведения, музлитературу, теорию музыкального
искусства - эти кассеты будут, надеюсь, выпущены уже через месяц. Но к
ним еще нужны комментарии. Нужно создавать курсы по фортепьяно, скрипке,
другим инструментам.
Над всем этим надо работать. И хоть все это,
в принципе, не составляет труда, но у меня практически нет времени. -Я
один все это сдвинуть не в состоянии, Для этого нужен центр, нужны помощники.
Кстати, те же педагогиче-ские принципы легко
переносят-ся на какие угодно предметы - на физику, химию, биологию. Потому
что применение в этих дисциплинах системы блоков, образов также чрезвычайно
перспективно. Но я же не специалист в физике и химии. Нужны специалисты,
которые создали бы основу этих предметов, выявили бы иероглифы, а я уже
переложил бы все это на музыку.
Вместо этого я вынужден заниматься всякой чепухой
- погрузкой, счетоводством... Иначе никакого дальнейшего развития вообще
не получится. Какой-то замкнутый круг.
- Государство вас никак не поддерживает?
- Поддерживает, если, конечно, этим словом можно
назвать одобрительное письмо, которое подписали шесть министерств. Единственный,
кто сам заинтересовался методикой,- это Институт дефектологии. Там ее применяют
для реабилитации умственно отсталых детей.
А вообще-то на государство я не особенно и рассчитываю,
Если народ в конце концов поймет, что это ему нужно, он сам принесет средства
на свое развитие. И от бюджета не потребуется ни копейки. Ведь если не
спасти генофонд нации, нас ожидают такие катаклизмы, по сравнению с которыми
Чернобыль покажется сущей чепухой.
- А как вас могут найти читатели, чтобы
купить ваши кассеты?
-- Можно позвонить в Москву по телефону: 319-69-77.
Это мой домашний телефон. Никакой конторы,увы,нет.
Интервью взял Владимир ТУЧКОВ.
c Консорциум прессы.
|